Первый самоходный поход ПКЛП
Пересечь пешком Карельский перешеек от Выборга до Кузнечного задумали мы уже давно. Еще летом перед походом на Фишт мы хотели проверить свою самоходность в этом походе, но тогда все осталось только в планах, и до их реализации дело не дошло – “Великое летнее путешествие ПКЛП” началось сразу с наступлением отпуска.
Сейчас же неожиданно выдалось свободное воскресенье, и самые отчаянные из нас решились на этот поход. Заранее тщательно планировалась поездка на “Мамонт-Шоу”, но за день до отъезда мы узнали, что наше военное начальство совсем не хочет отпускать нас на эти соревнования. Про туризм в ВМедА можно писать долго и много, но здесь немного не об этом. Стоит лишь заметить, что вследствие такой политики факультетского начальства через пару лет туристическая команда IV факультета перестанет существовать вообще.
В четверг вечером Белый с Вовкой предложил на выходные отправиться в самоходный поход из Выборга в Кузнечное. Предложение было поддержано Алексом и Каракозом, я же восторга от подобного путешествия не испытывал, но и активно протестовать не стал. В пятницу план похода был доработан до вполне осуществимого, старт предполагалось делать не в Выборге, а в Каменногорске, и маршрут стал протяженностью примерно 60 км. Желание отправиться в поход высказали Тимыч и Витек, зато отказались Вовка и Каракоз. Все четко решилось лишь в субботу: идти предполагалось без ночевки, налегке, питаться сухпайком, который каждый собирает себе сам, отказался идти Тимыч и осталось нас четверо: Я, Белый, Алекс, Витек. Как сказал Каракоз, он не пошел в этот поход, потому что не видел смысла в таком хождении и не хотел сильно устать. Ну, каждому свое.
Выезжали из Питера мы на электричке до Выборга в 19.03. Перед электричкой успели сходить на финляндский рынок и сформировать себе сухпаи из арахиса, печенья, шоколадки, казинаков и газводы “Evervess”, впрочем, ее мы покупали уже в Выборге, где затаривался и Алекс. Перерыв между электричкой и дизелем на Каменногорск-Светлогорск был 25 минут, а до магазина от вокзала в Выборге совсем недалеко.
В 21.45 мы уже сидели в дизеле. Отдельное слово о нем. Свет там отсутствовал вообще, контролеров никаких мы тоже не видели, сидения твердые и грязные, окна тоже. Отъехав в 21.55 от Выборга, в поезде обнаружились пограничники в количестве 4 человек, оказывается, мы в погранзону въезжали. С помощью собственных зажигалок пограничники стали у пассажиров проверять документы, а именно паспорта и справки, разрешающие пребывание в погранзоне. Справок оных, само собой, у нас не было, равно как и паспортов, взять мы их не догадались.
Предъявляем военные билеты и объясняем, что про погранзону слышим впервые, что едем в Каменногорск к другу на рыбалку – не помогает. Старший из них, он же самый пьяный, военники пожелал отобрать, а нас сдать. Мы, как военные, не имеем права покидать свой гарнизон. Предлагаем уладить все по-хорошему, объясняем, что мы курсанты, контрактники, тоже военные, собираемся даже выходить и уезжать обратно (мы вас не видели, и вы нас тоже, в погранзону входить не будем), лишь бы не попадаться с таким “косяком”. Они пытаются забрать военники и угрожают физической расправой прямо здесь. В итоге, Белый отошел с ними в тамбур, вернулся и собрал с нас имеющиеся деньги. Сначала они запросили 1000, что ни в какие ворота не лезло, потом они сторговались до 400, но собрали мы лишь 250, что их тоже устроило. Начало было неприятным, но с другой стороны после такого начала далее все должно было пойти хорошо,
так как лимит негативизма был исчерпан.Пограничники покинули дизель и далее два часа до Каменногорска ехали мы спокойно. Пьяные местные ребята рассказали нам, что такая фигня происходит здесь редко, обычно все проходит спокойнее, хотя бывают и случаи со сломанными челюстями и случаи с официальным задержанием, но обычно все заканчивается мирно, хотя по большому счету погранцы творят здесь беспредел. А все, кто не имеет справок, ездят здесь по поддельным. Дизель шел очень медленно, стояли полчаса на какой-то станции и приехали в Каменногорск лишь к 12 ночи, самоходная часть путешествия началась с новыми сутками.
Первые 8 км пути до деревни Боровинка шли по железной дороге. После Каменногорска железная дорога разделяется на две ветки: одна идет через Светогорск в Финляндию, а вторая - через Бородинское в Карелию. После развилки следует держаться левее, так как правее пути уходят на какой-то карьер или завод. По железке шли часа полтора, потом еще по деревне искали выход на трассу, а как нашли ее, устроили первый привал-перекус.
Можно и дальше до села Бородинского идти по железной дороге, но по автомобильной дороге, бесспорно, идти легче и приятнее. Данная дорога обозначена в атласе как имеющая асфальтовое покрытие. На самом же деле покрытие это местами куда-то исчезало, а дорога сужалась и петляла. Идти было хорошо: трафик трассы был нулевой (лишь три машины попались нам навстречу, как же были удивлены встрече с нами их водители!), погода была оптимальной (не слишком холодно, но и не жарко идти, ясная лунная ночь и звездное небо, можно было идти без фонарика). Километров через восемь мы увидели на дереве интересную табличку, буквально как вчера, здесь проходил один из этапов какого-то авторалли, трасса вполне подходила для этого.
До села Бородинского шли примерно 2 часа. Далее надо было не заблудиться в нем и перейти на трассу, идущую в сторону деревни Маслова. Судя по карте, через реку … в Бородинском есть 2 моста, один основной, по нему железная дорога проходит и автомобильная тоже, а второй мост дополнительный. Вот по нему то мы и собирались перейти. Оба эти моста действительно существуют, только вот дорогу к нужному нам мосту найти мы так и не смогли. Пришлось пробираться по какому-то болоту на окраине села, зато вышли мы точно на нужную нам дорогу, и мост был прямо. В селе том, как оказывается, есть круглосуточный магазин, в нем мы дорогу уточняли.
Пройдя Бородинское, решено было сделать глобальный привал и приготовить на костре чай. Место было выбрано на берегу реки сразу за мостом. В прибрежных кустах наломали веток на дрова, костер разожгли без проблем, быстро вскипятили полуторалитровый армейский котелок и заварили в нем чай. Алекс в это время разогрел и съел банку тушенки. На весь прием пищи ушло больше часа, и далее в путь мы отправились в полшестого утра.
До деревни Маслова было относительно недалеко и дошли мы примерно за час. Кратковременный привал, пересекаем деревню и уходим на лесную дорогу, светает. До следующей деревни Шушево идти примерно 15 км. Дорога уже не имеет никакого покрытия, проходима она была лишь для УАЗиков с рыбаками, множество которых мы видели по ходу. Шли довольно долго, начала проявляться усталость, хотелось спать, поэтому привалы стали делать чаще, Алекс начал отставать и нам приходилось идти медленнее и ждать его.
В одной из придорожных луж Алекс нашел сотовый телефон Ericsson 3618 в абсолютно неработоспособном состоянии. В той луже он валялся так долго, что даже чехол его разрушился и аккумулятор потек. Тем не менее, из этого телефона Витек извлек некоторые запчасти для такого же своего, а я вытащил SIM-карту “Мегафон-лайт” без PIN кода и с 3 долларами на счету, которые позже были потрачены мной на GPRS-интернет.
До Шушево дошли к 11 утра и устроили там последний привал-перекус, у всех по-разному болели ноги. При переходе на большие расстояния ведущую роль играет правильный выбор обуви. Алекс с Белым шли в Gore-Tex-овых ботинках фирмы “Tuckland”, я шел в Gore-Tex-овых кроссовках фирмы “Asolo”, а Витек сначала шел в старых кроссовках, но потом их промочил и одел старые берцы. В
итоге: Алекс очень сильно устал, и у него болели мышцы ног, Белый, конечно, тоже устал, но как старый турист он от этого не страдал, мои кроссовки мне сильно намозолили ступни из-за того, что мне они немного малы, а Витьку берцы начали мозолить ноги еще в Питере, ну а после стольких километров, несмотря на пластырь, мозоли стали кровавыми. Алекс решил освежить ноги в придорожной луже с проточной водой, и мы с Витьком последовали его примеру. Серьезного облегчения это не принесло, на мозоли было очень больно наступать, и ступни были, как будто отбиты палками.Предстояло преодолеть еще примерно 2 км до местной трассы и 12 км по ней. Алекс сразу сказал, что дальше поедет автостопом, так как дальнейшее его передвижение пешком возможно лишь с малой скоростью. Белый же сказал, что мы все должны осуществить, как и планировалось, следовательно, не сдаваться и идти пешком до Кузнечного. Алекс дошел до трассы и медленно пошел в нужную сторону в ожидании немногочисленных попутных машин. Мы же пошли быстро, и вскоре он остался позади. Первую же попутную машину, "девятку" с тремя пассажирами в салоне Алексу удалось застопить и доехать на ней до Кузнечного. Когда он был на станции, а мы еще в 10 км от нее, до электрички оставалось два часа.
Так как автостопом мы решили не ехать, были страшно измучены бессонной ночью и пятидесятикилометровым переходом, а кроме того ноги страшно болели при каждом шаге, дальше идти я решил максимально быстро и без остановок, чтобы быстрее достичь Кузнечного и уснуть в электричке. Белый с Витьком отставали, просили идти медленнее и сделать привал. После привала они вдруг решили от меня убежать, но впереди меня они были недолго. Дальше мне уже ничто не мешало идти в своем оптимальном темпе .
Вот и станция Кузнечное, вот и электричка, вот и Алекс спит на скамейке, ура - конец маршрута. Последние 13 км преодолел я за 2 часа, учитывая два небольших привала, то есть получилась неплохая средняя скорость примерно 6,5 км/ч на последнем отрезке. Средняя скорость на всем маршруте получилась всего 4,45 км
/ч, что учитывая трудность, подготовленность и состав участников, вполне нормально. Белый с Витьком дошли минут через десять, мы дружно сели в электричку и стали ждать отправления. Разговорились с местным рыбаком, он приглашал нас к себе на рыбалку, обещая там баню с водкой и лодку с мотором. После он угостил нас копченой щукой, которая была очень вкусная и актуальная в данной ситуации.Всю обратную дорогу в электричке спали, как убитые, неважно что сидя. Всех тяжелее было потом идти от вокзала до общаги. Хромал я потом еще дня три, а Витек и того больше, хотя значительной мышечной усталости в ногах не было.
Поход этот всем участникам очень понравился, и впредь таких походов должно быть больше. Мы поняли, что значительную роль играет правильный выбор обуви и подготовленность участников. Алекс не смог выдержать испытания, следовательно, в серьезном многодневном пешем походе он будет тормозить группу. Но регулярное участие в подобных походах может значительно улучшить подготовленность членов ПКЛП к серьезным походам. Существующую модель самоходных походов АВП, где все идут по раздельности в своем темпе и как можно быстрее, в ПКЛП я считаю неприемлемой, так как любой поход должен способствовать сплочению клуба и способствовать общению членов клуба между собой.
21.10.2004
Успехов в путешествиях!!!
Андрей Мезенцев