Главная

Разное

Ссылки

Почта

Как мы ходили в Ловозерские тундры.

Состав группы:

1.Киселевич Евгений (далее Киселевич) - руководитель группы.

2.Шлепнёв Евгений (Жека или Жека №2) – завснарягой, медик. Вообще-то трое из нас медики (учимся в военно-медицинской академии), но в силу того, что у остальных было много работы…; обязанностью лечить группу решили обременить именно Жеку.

3. Смирнова Алла – завхоз, хронометрист, летописец. Советую не повторять нашу ошибку и НЕ СТАВИТЬ ДЕВУШКУ НА ДОЛЖНОСТЬ ЗАВХОЗА. Это очень серьёзная и ответственная работа, которая требует собранности, внимательности и моральной устойчивости, дабы не позволить группе съесть всё, что не приколочено. А это уже не женская работа.

4. Белоусов Антон (Тоша или Белый) – штурман, ремонтник, рыболов. По совместительству помогал Алле составлять и охранять раскладку.

5. Гнедов Андрей (Андрюха) – “Властелин бензина”.

6. Николаева Даша (Дашка) – Повар +++ (ответственная за эмоционально-нравственное состояние коллектива).

Маршрут:

Питер – Оленегорск – Ревда – Восточный цирк Раслака – оз.Сейдозеро – Ревда – Апатиты – Питер.

Итак, всё началось довольно давно, года за полтора до нашего похода, когда один наш друг рассказал нам про какого-то “мужика с совой” на скале (да простит нам это выражение Хозяин). Как оказалось позднее, это был никто иной, как Куйва – злой дух, который в незапамятные времена пришёл на священное озеро (Сейд – священный), чтобы осквернить его. Но могущественный шаман вступил в бой и заключил злодея в скалу. С тех пор саамы (местные жители), не решались приближаться к страшной скале. Лишь раз в год старейшины племён собирались вместе и ездили поклоняться божественному озеру: молча ловили рыбу и молча уезжали, чтобы не нарушить покой богов. Конечно, это легенда, но слишком много странностей и непонятностей творится в этом месте. Сюда даже приезжали исследователи во главе с Дёминым, и нашли много интересных фактов. Ну, кому это интересно может почитать книги Дёмина на эту тему.

В общем, мы этим местом заинтересовались и решили проверить, так ли это на самом деле. Потом следовали долгие дни и ночи подготовки к походу.…

31 июля 2003 г.

И вот мы стоим на Ладожском вокзале и громко общаемся. Рядом с нами верный друг и попутчик – пиво. Царило приподнятое настроение. И, вдруг, Андрей Мезенцев влетает с рюкзаком и удочками, которые Тоша так долго и бережно собирал, но в последний момент забыл дома. Спасибо Андрюхе – не дал умереть таланту рыбака. Но внимание всех привлёк рюкзак, – что же в нём? Сухари! Но места в рюкзаках уже не осталось. Поэтому Киселевич и Белый, по крайней мере мне так показалось, решили их не брать и торжественно передали их на хранение Андрюхе М. В общем, они меня убили, т.к. я их сушила, сушила…. А они г… и с… их не взяли.

А потом все дружно взгромоздились в поезд. Андрей М. пожелал самое главное: “Вернитесь. Надеюсь увидеть вас в сентябре. Не ругайтесь”. 00:30 – поезд Санкт-Петербург – Мурманск оправляется, увозя говорливую группу к новым впечатлениям, открытиям. Что их ждёт?! Но больше всех переживает Андрюха Г. – ведь он хранитель бензина. Вот, что ждёт его, не знает никто….

P.S. Билет С-Пб – Апатиты стоит 530 р.

Наши ожидания.

(Писали все и понемногу).

Остальные опусы получились короче, т.к. страницы в дневнике, отведённой для наших сочинений, оказалось мало.

Пыль дальних дорог на ботинках,

Капли росы, и лесные ключи,

И отражение радуг в горных дымках”.

В общем, напуганы все были здорово, т.к. Киселевич всю дорогу в поезде читал страшные рассказы о пропаже групп в долине Сейдозера, гибель туристов на перевале при странных обстоятельствах и т.д. Хотя все над этим и прикалывались, но каждый из нас имел определённые сомнения по поводу этого похода.

1 – 2 августа.

“Это только лишь начало, то ли ещё будет впереди…”.

Целый день едем в поезде. Играем, поём под гитару песни, общаемся. Получив информацию у проводника о том, что от Оленегорска до Ревды добираться будет ближе, чем от Апатит, за 100р. с группы проезжаем на одну станцию больше. В Оленегорск поезд прибывает в 3:15. Автобус на Ревду идёт в 13:00, стоимость билета около 70р. вместе с багажом. Пока ждали автобус, перекусили и поиграли в “крокодила”, спасибо Дашке за идею – повеселились на славу. В 14:20 мы в Ревде. Белый и Даша пошли регистрироваться по телефону в КСС г.Кировска. В 14:27 идёт автобус до рудника, но пока мы ждали остальных членов группы, он ушёл, следующий идёт только в 23:00. Поэтому решили идти пешком. До рудника идти примерно 6 км. Затем мы свернули направо, и пошли к Восточному цирку Раслака. Дошли до озера и решили остановиться на ночлег. Озеро в цирке очень красивое, вода голубая за счёт глины и очень чистая, поэтому пили сырую прямо из озера. Судя по всему озеро глубокое, но, сколько Белый не старался, ни одной рыбины он так и не поймал, видимо, нет в нём рыбы.

По поверью, путешествуя в саамских землях, нужно им поклонится. Для этого Киселевич раздал нам монетки: белые – в дар воде, а жёлтые – в дар земле. Каждый член нашей группы выполнил этот обряд с большим воодушевлением. Киселевич, Андрюха и Женька отправились осматривать стены цирка, а мы: Даша, я и Белый; остались в лагере готовить ужин.

Кстати с дровами в тундре проблемы, поэтому решили взять с собой примус. Но расход бензина подсчитали плохо, поэтому Андрюха, как оказалось, целый поход носил лишние 5 кг. Так вот, готовим мы ужин, и, вдруг, на нас налетает штормовой ветер с проливным дождём. Ветер такой, что сбивает с ног. Нашу с Тошей палатку уносит ветром, вырвав её вместе с колышками. Тоше и мне пришлось её ловить и держать руками. Удавалось это, прямо скажем, с трудом. Унесло и многие вещи, которые мы потом ещё долго ходили и собирали. Пока мы показывали чудеса акробатики, отлавливая палатку, вымокли до нитки, т.к. не успели даже штормовки натянуть.

Дашка же, с успехом сидела в палатке Киселевича и тихонько посмеивалась над нами – их палатку то не унесло. Обдумывая потом данный факт, пришли к выводу – не фига уповать на хорошую погоду и ставить палатку не на все колышки. Так вот, держали мы эту злополучную палатку, пока нам на помощь не подоспел Киселевич. А ветер и дождь всё усиливались и усиливались, совсем и не думая кончаться. Мне показалось, что это “конец света”. Природа словно пыталась сказать, что она думает о людях, которые вторглись в её владения. И плевать она хотела, на наши тщетные попытки найти колышки и установить заново палатку. Но стоило мне упомянуть о фляге со спиртом, которая теперь плавает не у берега, как ей положено (она там охлаждалась), а где-то посреди него, Киселевич бросил неблагодарное дело установки нашей палатки (какая нафиг палатка, там же спирт уплывает) и бросился в озеро на спасение фляги. Пришлось нам с Тошей вдвоём успокаивать ретивую палатку, которая так и норовила улететь, пришлось даже мне залезть внутрь, хотя это тоже особо не помогло. Но шторм кончился также внезапно, как начался. И мы потихоньку начали восстанавливать свой лагерь. Зажгли горелку, которую погасило во время шторма, и начали, а точнее сказать продолжили приготовление ужина.

Героически и можно сказать, самоотверженно перенеся шторм, мы сели ужинать. Мне кажется, что сегодняшний день ещё больше сблизил нас вместе. А Киселевич достал чудом, уцелевшую флягу со спиртом, и все, кроме меня и Тоши (мы с ним не пьющие), дружно испили “священные капли”. Затем уставшие, но счастливые, мы долго болтали, а природа, словно смирившись и успокоившись, дарила нам прекрасные виды. И мы обнаружили что, мокрый след, который оставил дождь на одной из стен цирка, был очень похож на фигуру Куйвы. Задумываясь, какие ещё загадки преподнесут нам Ловозёрские тундры, мы легли спать.

3 августа. Днёвка.

Встали около 9:00. Дул сильный порывистый ветер. Он поднимал столбы песка, и казалось, песок был везде: в еде, в одежде, в палатке…. После завтрака Киселевич, Жека и Тоша решили сходить радиалку: Западный цирк Раслака, пер. Геологов, г. Кедыкварпахк и спуститься по юго-западной стене Восточного цирка Раслака. А мы остались в лагере, т.к. Даша вчера сильно натёрла ноги, да и силы нужно восстановить – сегодня вечером мы собираемся сняться с лагеря и идти ночью на Сейдозеро. Дальше передаю слово Тоше: “До Западного цирка добрались без проблем, по дороге видели зайца и несколько куропаток. Поднялись на перевал Геологов, долго шли, но наконец дошли до г.Кедыкварпахк. Красота везде ни в сказке сказать, ни пером описать, да ещё и погода стоит великолепная. Нашли много красивых камней, один даже прихватили с собой (чем-то на малахит похож, зелёненький такой). Посидели, перекусили сухпаем и двинули дальше, а то женщины в лагере нас уже заждались. Когда подошли к стенке Восточного цирка, решили что через час будем уже в лагере – до него вроде бы рукой подать. Но мы глубоко заблуждались. Спускались в связке, – стена была довольно крутая. В общем, на спуск ушло около 3 часов. Наконец-то мы в лагере, где нас ждёт долгожданный ужин”. Как только мы поели, пошёл дождь, и мы решили отложить переход до Сейдозера на завтра, – идти по дождю не хотелось.

4 августа.

Встали поздно, т.к. дождь не собирался заканчиваться, на завтрак поели манную кашу. Из-за дождя снялись только к 14 часам. Чтобы не обходить цирк, решили взять в лоб восточную его стенку. Она представляла собой сплошной курумник с уклоном в 50-55° , так что подниматься было довольно тяжело. В целом на подъём ушло около 2.5 часов. Примерно через 4 часа после выхода из лагеря мы спустились в русло реки Эльморайок. Самой реки там не было, по всей видимости, она пересохла и брала начало от ниже лежащих ледников, которые мы встретили по дороге к Сейдозеру. Идти по руслу было довольно тяжело, так как оно было забито курумником, поэтому мы продвигались довольно медленно. Вскоре мы вышли в долину Сейдозера. Встретили какого-то аборигена из Москвы. Посидели, попили чаю и разговорились. Он (абориген) объяснил нам, как пройти до Сейдозера, и угостил нас на прощание "московскими сушками". Тропа на Сейдозера проходит слева по долине, посреди зарослей карликовых берез.

Тропа хорошая, но местами она путается и сбивается с другими тропами, особенно на подходе к Сейдозеру, где Эльмарайок образует множество небольших озер и болотцев. До Сейдозера мы так в этот день и не дошли, потому что пошел дождь, все помокли, устали, да и время было уже позднее. На берегу небольшого озерца нашли более или менее подходящее место для стоянки. Поставили лагерь и заночевали. За этот день все устали и вымотались, особенно девчонки, ведь намотали примерно 20 км.

5 августа.

Проснулись мы поздно в 13.00. Опять проклятый дождь не давал нам встать пораньше. Однако это Тоше не помешало и он с утра, пока все еще спали, разведал дорогу до озера. Оказывается, мы не дошли совсем малость, метров 500. Решили переставить лагерь на берегу озеро. Погода была ужасная: дождь и порывистый ветер. Когда идешь по тропинке, она неожиданно выходит из леса, и перед нами открывается прекрасная панорама Сейдозера. Слева на скале мы наконец-то увидели знаменитого Куйв, ради которого, собственно, мы и приехали в эти удивительные места. Нашли подходящее место для лагеря, поставили палатки и натянули тент. В долине Сейдозера полно дров, поэтому костер согревал нас своим теплом в этот пасмурный и дождливый день. Через некоторое время вся мокрая одежда висела на веревке, и мы довольные собой сидели у костра и играли на гитаре.

6 августа.

Проснулись, мы скажем, рано, по сравнению со вчерашним днем, в 10 часов. Дождь прекратился, но дул холодный северный ветер. Разожгли костер. Тоша отправился в поиски червяков (не сидится ему спокойно), после полутора часов нашел одного…. “Да, с червями проблема”, - сказал Тоша. И пошел искать другую живность, на конец нашел каких- то опарышей, чему был очень рад. Полдня Тоша пытался поймать рыбу, но в результате не поймал ни одной. Уже потом мы узнали, что с берега ловить рыбу бесполезно - нужна лодка. Киселевич и Жека пошли в дальние странствия: решили сходить до Ловозера и обратно. Передаю слово Киселевичу.

“ В 14.00 выход, по ходу много ягод, красота, ляпота. Фотографируем, топаем, лопаем. По пути встретили московских геологов: Мишу и Дениса. Попили чайку, дальше пошли в месте. Тропка узкая, идет то вверх, то вниз, льется. Походили много речушек и заливов. Встретили местных рыбаков, поговорили за жизнь…. Видели поляну танцующих берез, зрелище красивое. В 23.00 доползли до Дома (бывший дом рыболовецкого колхоза), там встретили Мишу из Санкт-Петербурга. Бодрый такой мужичок, сидит здесь в одиночестве уже третье лето подряд - отдыхает он так от цивилизации. У костра за чайком, кофейком просидели до утра. Обратный путь в лагерь занял 3 часа 10 минут”.

7 августа. Банный день.

Тоша ушел рано утром на рыбалку, на протоку соединяющую Сейд и Ловозера. А мы устроили генеральную уборку, стирку и помывку в озере. Вот как об этом банном дне отозвался Андрей: “Подставьте букву Е, и все станет понятно”. В общем, все стали чистыми и красивыми, кроме меня и Антона, так как Тоша ушел на рыбалку, а я не захотела без него мыться. Вернулся Тоша поздно вечером с грибами и рыбой - форель и хариус. Передаю слово Тоше для рассказа про рыбалку.

“Идти до Дома на самой деле около трех часов. Дошёл по тропинке до моста через протоку. Решил попробовать покидать спиннинг. Блёсны были Mepp’s: Aglia long №2, 3, Black Fury №2, 3, Aglia №3. С первого заброса поймал радужную форель грамм на 400. Был приятно удивлён, т.к. в этом походе это была первая рыба. Клевало целый день, только сходов было довольно много. После одного, двух сходов можно было менять место. Наверное, форель скатывалась ниже по течению. Но, в общем, наловил довольно много, даже поймал одного хариуса грамм на 700. ”